+7 (800) 080 18 90

info@fund.kz

Аналитический обзор рынка по финансированию электронной коммерции, цифровых платформ и их экосистемы 25.06.2018

Аналитический обзор рынка по финансированию электронной коммерции, цифровых платформ и их экосистемы 25.06.2018

Презентация "Аналитический обзор рынка по финансированию электронной коммерции, цифровых платформ и их экосистемы"

Электронная коммерция бесповоротно вошла в повседневную жизнь потребителей. Сегодня в интернете можно купить все, от посуды до квартиры. Глобальное проникновение интернета продолжает расти и с каждым годом пользователей сети становиться больше. Этот фактор способствует росту объемов продаж, совершенных с помощью интернета.

По итогам 2017 года объем продаж на мировом рынке электронной коммерции составил более 2,3 трлн. долл. США или около 10% всех проданных в мире товаров, то есть каждый 10-й товар продается онлайн. Объем рынка в мире за последние 6 лет растет в среднем на 18%. Это одна из самых динамично и быстро развивающихся отраслей.

Так как электронная коммерция развивается быстрыми темпами, многие розничные торговцы все чаще рассматривают электронную коммерцию в качестве ключевого элемента в своих стратегиях глобального расширения. Среди лидеров рынка электронной коммерции можно выделить следующих игроков. Китайский интернет-гигант Alibaba возглавил тройку крупнейших в мире игроков рынка электронной коммерции по версии аналитической компании Internet Retailer. На долю компании приходится около 27%, в то время как ближайший конкурент Amazon контролирует 13%. На третьем месте – американский интернет-аукцион eBay, на долю которого приходится 4,5% рынка электронной коммерции.

Сегодня под термином «электронная коммерция» понимается, прежде всего, предоставление товаров и платных услуг через глобальные информационные сети. Участниками данного вида бизнеса являются предприниматели, потребители, иногда посредники и государство. К наиболее распространенным в настоящее время видам электронной коммерции относятся:

1)      Государственные закупки, размещающиеся на различных сайтах и осуществляющихся в режиме онлайн;

2)      Аукционы, которые проводятся как государством, так и частными компаниями в режиме онлайн;

3)      Финансовые и банковские услуги, представляющиеся банками с помощью интернет-банкинга и приложений для смартфонов;

4)      Туристические, медицинские и пр. платные информационные сервисы, где вы можете получить платные консультации;

5)      Онлайн оплата счетов с помощью различных сайтов и приложений;

6)      Онлайн магазины;

Что касается моделей организации электронной коммерции, то в настоящее время выделяют их следующие типы:

-        Модель «Бизнес-Бизнес» (Business-to-Business или В2В). Модели данного типа характеризуются автоматическим взаимодействием бизнес-процессов компаний, использующих сеть при заказах поставщикам, получении счетов и оплаты. Посредством специальных шлюзов обеспечивается автоматическая связь системы бизнес-процессов с Интернетом;

-        Модель «Бизнес-Потребитель» (Business-to-Consumer или В2С). Эта модель характеризует сектор, ориентированный на работу компаний с индивидуальными потребителями товаров или услуг;

-        Модель «Потребитель-Потребитель» (Consumer-to-Consumer или С2С), представлять собой сектор, охватывающий общение потребителей, объединенных посещением определенного веб-сайта или приложения;

-        Модель «Бизнес-Администрация» (Business-to-Administration или В2А). Включает в себя все разновидности сделок, заключаемых между компаниями и правительственными организациями.

Если говорить об онлайн-магазинах, (т.к. торговля является одним из основных видов электронной коммерции) то можно отметить что бизнес-процесс такого магазина, отличается от бизнес-процесса традиционного магазина лишь тем, что онлайн магазин должен присутствовать в сети интернет. За счет быстрого темпа роста количества пользователей сети Интернет мировые производители, дистрибьюторы и торговые агенты имеют беспрецедентную возможность международной экспансии через международные онлайн-платформы. Глобальная интернет-коммерция дает возможность безгранично увеличивать количество покупателей, объемы продаж и страны экспорта, оперировать 365 дней в году, мгновенно обслуживать транзакции, принимать платежи в любой валюте и иметь прямой контакт с покупателями. Для этого предприниматели могут создать как собственный онлайн магазин, так и воспользоваться услугами международных платформ.

Рассмотрим механизм использования онлайн платформ предпринимателями на примере лидирующих онлайн платформ в сфере электронной коммерции. Компания Alibaba была образована в Китае в 1999 году. На сегодняшний день более 500 млн. человек используют данную платформу для совершения торговых транзакций. Годовой объем продаж товаров через платформу Alibaba составляет около 600 млрд. долларов. Механизм работы платформы следующий:

-        Продавец размещает товар на платформе;

-        Покупатель покупает продукт по договорной цене;

-        Покупатель оплачивает стоимость товара и доставки с помощью указанных на сайте методов оплаты;

-        Продавец отправляет товар покупателю.

Для того что бы разместить свой товар на площадке, предприниматель должен совершить следующие действия:

-        Выбрать и создать аккаунт;

-        Разместить товар на платформе (указать цену, название, сделать фотографии, описать);

-        Организовать логистику товара самостоятельно.

Совершить покупку на площадке могут пользователи со всего мира, при этом разместить товар могут только предприниматели, в странах которых присутствует офис компании Alibaba. В СМИ руководство Alibaba сообщает о том, что они открыты для сотрудничества со странами заинтересованными в развитии малого и среднего бизнеса. Так, в рамках сотрудничества Правительства Малайзии и компании Alibaba, в 2017 году в Малайзии была открыта цифровая зона свободной торговли. Благодаря данной платформе, предприниматели Малайзии будут обучаться выводу продукции на платформу Alibaba для дальнейшего экспорта на мировые рынки.

Следующий механизм работы предпринимателей на онлайн платформе мы рассмотрим на примере Ebay. Платформа Ebay была образована в США в 1995 году и имеет базу в 100 млн. пользователей по всему миру. Годовой объем продаж товаров через платформу составляет около 120 млрд. долларов. Механизм работы платформы следующий:

-        Продавец размещает товар на платформе;

-        Покупатель покупает продукт методом аукциона или “buy it now” (купить стразу);

-        Покупатель оплачивает стоимость товара и доставки с помощью указанных на сайте методов оплаты;

-        Продавец отправляет товар покупателю.

Для того что бы разместить свой товар на площадке, предприниматель должен совершить следующие действия:

-        Выбрать и создать бизнес-аккаунт на платформе, в зависимости от планируемого количества транзакций (50, 250, 1000, 10000 транзакций в месяц);

-        Создать аккаунт в международной платежной системе PayPal;4

-        Разместить товар на платформе (указать цену, название, сделать фотографии, описать);

-        Организовать логистику товара самостоятельно или через Global Shipping Program от Ebay.

Совершить покупку на площадке могут пользователи всех стран, при этом разместить товар могут только предприниматели США, Канады и некоторых Европейских стран. Для предпринимателей США есть удобная программа под названием «Global Shipping Program», которая позволяет продавцам, после покупки их товара организовать международную логистику, отправив товар Ebay. Ebay в свою очередь самостоятельно организует логистику товара до покупателя (в т.ч. физическую доставку, очистку товара на таможне и пр.)

Следующий механизм работы предпринимателей на онлайн платформе мы рассмотрим на примере Amazon. Платформа была образована в 1994 году в США и имеет пользовательскую базу в 180 млн. человек по всему миру. Годовой объем продаж платформы составляет около 300 млрд. долларов США. Механизм работы платформы следующий:

-        Продавец размещает товар на платформе;

-        Покупатель покупает продукт по фиксированной цене;

-        Покупатель оплачивает стоимость товара и доставки с помощью указанных на сайте методов оплаты;

-        Продавец отправляет товар покупателю;

-        Покупатель получает товар и подтверждает на платформе факт получения товара;

-        Продавец получает оплату.

Для того что бы разместить свой товар на площадке, предприниматель должен совершить следующие действия:

-        Выбрать и создать аккаунт на платформе в зависимости от планируемого количества транзакций (индивидуальный аккаунт, бизнес аккаунт);

-        Разместить товар на платформе (указать цену, название, сделать фотографии, описать);

-        Организовать логистику товара самостоятельно или через программу Fulfillment by Amazon.

Совершать покупку на платформе могут пользователи всех стран. При использовании специальной программы Fulfillment by Amazon, предприниматели всех стран могут размещать свою продукцию на платформе. Программа Fulfillment by Amazon позволяет продавцам использовать складские мощности Amazon. Amazon самостоятельно организует логистику товара до покупателя и осуществит возврат в случае если товар не усторит покупателя. Стоимость использования программы Fullfillment by Amazon рассчитывается индивидуально для каждого товара в зависимости от размера, веса, срока хранения на складе и стоимости доставки до склада Amazon в США (в среднем цена использования программы составляет 50% от себестоимости продукта).

            Исходя из вышесказанного, мы можем отметить, что предприниматели Казахстана могут размещать свою продукцию на платформе Amazon. Для того что бы разместить свою продукцию для дальнейшего экспорта на мировые рынки, они должны будут использовать программу Fullfillment by Amazon.

В Казахстане электронная коммерция началась с открытия первых интернет-магазинов в 2008 году. Но тогда не сложилась критическая масса пользователей сети интернет. Реальное развитие, электронная коммерция получила в 2011 году, когда критическая масса пользователей сути достигла 20% от общего населения Казахстана.

По данным Комитета по статистике МНЭ РК, объем продаж на Казахстанском рынке электронной коммерции в 2017 году составил 265 млрд. тенге, с ежегодным средним ростом около 16%. В структуре видов электронной коммерции по объему продаж лидируют розничная торговля (107 млрд. тенге), оптовая торговля (87 млрд. тенге), предоставление услуг (70 млрд. тенге). Объем розничной и оптовой торговли в Казахстане в 2017 году достиг 29 трлн тенге, из них на рынок электронных продаж пришлось порядка 194 млрд. тенге. Таким образом, доля электронной торговли от общих объемов на рынке составляет порядка 0,7%. Также важно отметить, что 43% транзакций в 2017 году были проведены за пределами Казахстана посредством Интернет с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов.

Среди лидеров сферы электронной коммерции Казахстана можно отметить следующие компании: Air Astana, Lamoda, Avon, Aviata, Kaspi, Wildberries, Chocotravel, Sulpak, Белый ветер, Technodom. В разрезе продукции Казахстанцы предпочитают покупать в интернете одежду, авиа и ж/д билеты, билеты на различные мероприятия и электронику.

Государством предпринимаются различные меры по стимулированию рынка электронной коммерции. Так, в новом Налоговом кодексе, вступившем в силу с 1 января 2018 года, введены налоговые льготы для электронной торговли в части отмены подоходного налога. Основными условиями для получения льготы являются:

-        расчеты за товары должны производиться безналичным способом,

-        договор должен быть заключен в онлайн-режиме,

-        необходимо наличие собственной службы доставки,

-        доходы от осуществления электронной торговли должны составлять не менее 90% совокупного годового дохода и осуществляться безналичным платежом.

Однако данные правила не способствуют развитию интернет-торговли, т.к. по данным Ассоциации интернет бизнеса и мобильной коммерции, Казахстанские потребители предпочитают, расплачиваются наличными при доставке товара.

            На сегодняшний день, для дальнейшего развития рынка необходимы качественные специалисты в области электронной коммерции. В связи с этим предлагается в Фонде «Даму» проводить тренинги в части развития навыков онлайн-продаж, маркетинга в сети и социальных сетях для предпринимателей. Также предлагается проводить обучение в части размещения товаров Казахстанских производителей на международных платформах.

            Для поддержки Казахстанских товаропроизводителей, предлагается сотрудничество с Казахстанскими онлайн-платформами. К примеру, сотрудничество с магазином «Kaspi», где продаются различные виды товаров.

            Для поддержки экспортеров, предлагается проработать сотрудничество с международными онлайн-платформами, такими как Alibaba, Ebay для открытия возможности Казахстанским предпринимателям выхода на международные рынки. На примере Малайзии предлагается организовать обучение предпринимателей выводу продукции на платформу и сопровождать до первой отправки товара покупателю.